Главная Новости

Маршрут №2. "Родниковое – Узунджа – Бечку – Передовое" (часть 2)

Опубликовано: 16.10.2018

ВАРИАНТ «Б»

Сразу хочу предупредить, что для подъема по «дикому» участку каньона Узунджи не требуется специальная подготовка, но необходимы удовлетворительная физическая форма и элементарные навыки лазания по скалам.

Выбор варианта «Б» означает, что на развилке красной и зеленой троп, показанных выше на фотографии котловины, нужно повернуть вправо. Хорошая тропа, идущая вдоль русла реки, довольно быстро выведет нас на большую поляну со следами многочисленных бивуаков. С этой поляны нужно будет спуститься в русло и продолжить подъем, периодически переходя с каменного русла на прибрежную тропу, проложенную местами по левому берегу.

Имейте в виду, что по правому берегу реки тоже проложена тропа, и многие даже отдают ей предпочтение, но мы будем идти пока по руслу и по левому берегу, так как это представляется мне более удобным.

Путешествуя по каньону, нельзя не восхищаться его могучими скальными берегами, зеленым убранством из крон прибрежных деревьев и розовым туфовым налетом, покрывающим не только дно русла, но и прибрежные скалы (см. фото ниже).

Минут через 30 после выхода с большой поляны мы подойдем к прижиму (сужению русла между высокими скальными берегами). Этот прижим можно пройти по низу, вдоль левого борта каньона, карабкаясь по стене, но лучше перейти в этом месте на правый борт, найти там тропу и продолжить подъем по этой тропе.

Пройдя минут 15 от прижима, мы подойдем к развилке русла. Левое ответвление русла – это продолжение «дикого» участка каньона Узунджи, а правое ответвление – русло притока Узунджи носящего имя Топшанар.

Если бы мы пошли по Топшанару, то минут через 20 уперлись бы в 20-метровую скальную стену (так называемый, Сухой водопад), перед которой находится глубокая ванна с застойной водой. Этот тупик можно преодолеть, взобравшись к деревьям по находящейся справа осыпи, но дальнейшая перспектива весьма безрадостна – выше Сухого водопада начинается Мертвое ущелье, загроможденное большими каменными глыбами. Непростой переход по этому ущелью до выхода из русла занимает более часа.

Но нам подниматься по Топшанару не нужно. От развилки русла мы пойдем влево по каньону к мощному источнику Суук-Су (Холодная Вода). Этот источник никогда не пересыхает. Вода из него по трубам спускается в лагерь «Горный».

Вскоре после поворота в сторону источника тропа перейдет с правого борта на левый, а затем подведет нас к скальному взлету, преодолеть который можно по двум наклонным бревнам, придерживаясь за металлическую трубу водовода. Далее тропа переходит с одного берега на другой вплоть до самого источника Суук-Су с бетонным каптажем (см фото ниже). Суук-Су официально считается истоком реки Узунджи. От места слияния Узунджи и Топшанара до Суук-Су около 500 метров.

В трех метрах выше каптажа находится лаз в пещеру Узунджа. Этот лаз очень узкий, как и вся система полостей пещеры. Общая протяженность соединяющихся между собой щелевидных полостей око­ло полутора километров.

Скала, изображенная на фото левее источника, запирает ущелье. Многие века по ней и по такой же скале, расположенной выше, неслись потоки воды. В результате обе скалы оказались сильно зализанными, и лазить по ним рискованно. Для дальнейшего движения по каньону лучше подняться по сыпучей тропе на правый борт, обойти скалу, запирающую ущелье, и снова спуститься на дно каньона.

Дальнейшее продвижение по дну каньону представляет собой серию не очень сложных головоломок на тему: как здесь пройти (см. фото ниже). Задачу упрощает то, что почти на всем протяжении русла по его дну и по бортам проложены тропы.

Примерно через километр от источника борта каньона сомкнутся, и мы окажемся в тупике (см. фото ниже). По центру скалы в зимне-весенний период иногда срываются струи 15-мет­рового водопада. Это вода ручья Биринджи-Су, который упоминался ранее.

Чтобы выбраться из этого тупика, нужно немного вернуться по тропе, идущей по левому борту каньона, до пересечения с другой тропой, уходящей вверх. По этой идущей вверх тропе мы за 5 минут выберемся на плато. Полюбовавшись сверху каньоном Узунджи, повернемся кругом и увидим начало тропы, уходящей в лес. По этой тропе, проложенной по левому берегу ручья Биринджи-Су, мы и отправимся в путь. Через 50 метров тропа перейдет на правый берег ручья, а еще через несколько десятков метров минует старые водомерные рейки и поднимется вдоль русла на дорогу в том месте, где заканчивается участок подъема в урочище по варианту «А».

Далее мы будем идти по дорогам, которые то сходятся, то расходятся в поисках более проходимых для транспорта мест, но все они идут в одном и том же направлении. Здесь дорогу можно выбирать на свой вкус. И только в одном месте от многочисленных, практически параллельных, дорог ответвляется дорога вправо. Она делает петлю к небольшому источнику, а затем от источника идет к домикам метеостанции и лесника. Идти к источнику нет смысла, так как примерно через полчаса прямо у дороги нам встретится хороший родник. Поэтому продолжим путь по дорогам идущим прямо.

В конце концов, параллельные дороги сольются в одну, которая вскоре раздвоится: вправо пойдет дорога к домикам метеостанции и лесника, а влево – к броду через протекающий рядом ручей. На этой развилке нам нужно повернуть влево, в сторону брода. Обычно воды в ручье мало и его легко перейти по камням.

За ручьем дорога снова разветвляется: несколько плохо накатанных дорог уходят прямо в лес, а одна хорошо накатанная дорога поворачивает вправо и поднимается вдоль ручья. Если вы идете этот маршрут впервые, лучше повернуть вправо по хорошей дороге.

В 50 метрах от брода будет развилка: основная дорога пойдет прямо, а влево ответвится дорога-срезка. Имеет смысл повернуть влево на дорогу, которая  срежет петлю и пересечется с основной дорогой. В месте этого пересечения нужно свернуть влево и идти по основной дороге, которая не имеет здесь развилок.

Метров через 500 от места пересечения дорог мы придем туда, куда могли бы подняться от брода более коротким путем, если бы не свернули вправо, а пошли по одной из дорог, ведущих в лес.

Итак, мы идем по основной дороге, никуда не сворачивая. Очередная развилка будет весьма примечательной, не заметить ее просто невозможно: одна (более узкая) дорога пойдет прямо в лес, а вторая (широкая и каменистая) – вправо и вниз. Мы повернем вправо и буквально через 100 метров выйдем к ручью с чистейшей водой (родник находится выше по склону).

Здесь неподалеку в свое время был установлен памятник партизанам Ак-Мечетьского отряда, сражавшимся с фашистами в 1941-1942 годах. Многие годы простоял этот скромный памятник с надписью на листочке нержавеющей стали. И вот нашлись вандалы, позарившиеся на этот листочек. Теперь о героях войны напоминает лишь груда камней, служивших раньше основанием памятника.

От источника дорога поднимается по склону, а затем петляет среди глубоких балок. Самое красивое на этом участке – высокий буковый лес без подлеска. Он такой же, как в Крымском заповеднике.

После очередного подъема дорога выведет нас на большую поляну и раздвоится: одна дорога пойдет правее по дуге, а вторая (срезка) пойдет прямо и вскоре пересечется с первой дорогой. Нам нужно идти прямо (по срезке). После пересечения дорог срезка продолжится прямо и вниз – в долину реки Бельбек (к селу Поляна), а влево пойдет наша дорога. По ней нужно продолжить путь к плоской вершине Ирита-Кая (Крупная Скала), высота которой 777 метров.

По пути к вершине нам встретятся две развилки. И в том, и в другом случае одна из дорог идет по дуге, а вторая является срезкой этой дуги. На первой развилке для сокращения пути нужно выбрать дорогу, уходящую вправо, а на второй развилке повернуть влево.

Главной особенностью вершины Ирита-Кая является то, что на ней произрастает огромное количество горных пионов. В середине апреля они все в бутонах, а в конце апреля и первых числах мая пионы цветут здесь буйным цветом (см. фото ниже).

Еще одной особенностью горы Ирита-Кая является то, что с нее открываются великолепные виды во все стороны. Например, отсюда прекрасно видна большáя часть Бельбекской долины, гора Мангуп, массив Бойка, Орлиный залет и многое другое. В безоблачный день с вершины Ирита-Кая просматриваются даже купола антенн на горе Бедене-Кыр, находящейся на Ай-Петринском плато.

Налюбовавшись красивыми видами, продолжим движение по един­ственной здесь дороге, которая привела нас на вершину Ирита-Кая. Теперь дорога пойдет на спуск к перевалу Бечку (722 метра), который называют также Кабаньим перевалом. Через этот перевал проложена автомобильная дорога, соединя­ющая села Байдарской долины с селами Бельбекской долины. В Байдарской долине ближе всего к перевалу находится село Передовое (ранее Уркуста), где согласно плану заканчивается на­ше путешествие.

Чтобы спуститься с перевала в Передовое, нужно при выходе на автомобильную дорогу повернуть влево и отправиться по этой дороге вниз. После нескольких небольших петель дорога пойдет строго на юг. Примерно через 2 километра она круто повернет вправо, а прямо в лес от нее ответвится грунтовка, защищенная рвом от заезда автомашин. Иногда эту грунтовку принимают за срезку петли, уходят по ней в лес, а потом без тропы с трудом выбираются обратно на дорогу. Мы здесь сходить с дороги не будем.

Далее генеральным направлением движения будет юго-запад. Примерно через километр ходьбы в этом направлении мы увидим впереди, слева от дороги, группу сосен, а в 50 метрах ниже этих сосен – начало первой петли (шоссе здесь круто поворачивает вправо). Именно в этом месте влево от шоссе ответвляется заброшенная дорога-срезка (см. ниже на фото спутниковой карты точку 1).

Сойдя с шоссе на срезку и пройдя по ней вниз около 3 минут, мы подойдем к тройной развилке (точка 2 на фото): забро­шен­ная дорога уходит влево, а вправо и прямо идут тропы. Нам нужно идти прямо.

Через 2 минуты мы выйдем к щиту, на котором написано: «Увага! Водоохраняемая зона». Сразу за щитом наша тропа подойдет к еще одной развилке (точка 3 на фото): одна тропа идет прямо, а вторая сворачивает направо. Здесь нужно свернуть направо.

Больше развилок не будет. За несколько минут мы пройдем мимо еще одного щита «Увага! Водоохраняемая зона» и выйдем к стадиону базы отдыха «Атлантика». Миновав стадион, спустимся на автомобильную дорогу рядом с контрольно-пропускным пунктом «Атлантики». Далее за 5 минут мы дойдем до села Передового и по улице Максумова спустимся к автобусной остановке, откуда несложно уехать в Севастополь на автобусе или маршрутном такси.

В заключение отметим, что для прохождения описанного маршрута по варианту «А» требуется около 5 ходовых часов, один из которых затрачивается на посещение Скельской пещеры. А для прохождения маршрута по варианту «Б» нужно примерно на один час больше.

13.09.2011
Редизайн сайта
В 2011 году был проведен редизайн сайта нашей компании и его запуск в сеть Интернет. Услуги редизайна сайта и его продвижения оказала нам дизайн-студия Web Skill.